Описание основной образовательной программы

03.09.2018

Краткая презентация Основной образовательной программы

 МБДОУ- д/с №7 «Солнышко»

Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 «Солнышко» г. Топки (далее Программа) является нормативно – управленческим документом, обеспечивающим целостный образовательный процесс в ДОУ.

Программа спроектирована в соответствии с  Федеральным государственным  образовательным стандартом  дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), особенностями  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей детей и запросов родителей воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса МБДОУ-д/с №7  «Солнышко».

      Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Каждый из них состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.

Программа реализуется в 6 дошкольных группах общеразвивающей направленности с 12 часовым пребыванием детей в ДОУ и охватывает возрастные периоды от 2 до 7 лет, возраст детей определён Уставом МБДОУ д /с № 7 «Солнышко».

Младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (вторая группа раннего возраста и младшие группы), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели. Воспитание и обучение несёт светский, общедоступный характер и ведется на русском языке. Детский сад  полностью  укомплектован кадрами.

Программа спроектирована с учетом особенностей  образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Данная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени  дошкольного образования.

Цель Программы – создание благоприятных условий полноценного проживания детьми раннего и дошкольного детства для формирования основ базовой культуры личности и предпосылок учебной деятельности, подготовки к жизни в современном обществе, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

  • обеспечить охрану и укрепление физического, психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста, их эмоционального благополучие;
  • создать в ДОУ атмосферу гуманного и доброжелательного отношения  ко всем воспитанникам для роста  их общительности, любознательности, стремления к самостоятельному творчеству;
  • обеспечить вариативность использования образовательного материала, позволяющую развивать творчество и инициативу в соответствии  с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • формировать общую культуру личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств;
  • приобщать дошкольников к культурному пространству Кузбасса;
  • обеспечить коррекцию речевого развития детей старшего дошкольного возраста, зачисленных на занятия с учителем-логопедом на основании направления ПМПК, с учетом их индивидуальных особенностей;
  • обеспечить единство подходов в воспитании детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • соблюдать в работе детского сада и  начальной школы преемственность, исключающую умственные и физические перегрузки в содержании образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивая формирование предпосылок учебной деятельности.

Образовательная деятельность рассматривается в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Решение программных образовательных задач предусматривается в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • специально организованной деятельности взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
  • самостоятельной деятельности дошкольников.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде  непосредственно организованной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде  образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.)  

Объем обязательной части основной образовательной программы  составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема и представлена парциальными программами, методическими разработками педагогов ДОУ.

Обе части являются взаимодополняющими.

Содержание образовательного процесса выстроено на основе:

Комплексной инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (иновационное), исп. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.  

В Программе отмечены  три приоритетных направления, обеспечивающие художественно-эстетическое, нравственно-патриотическое и речевое развитие дошкольников.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составлена с учётом этих направлений. Она расширяет и углубляет содержание образовательных областей обязательной части Программы, раскрывает виды деятельности, методики, формы организации образовательной работы на основе парциальных программ и методических разработок педагогов ДОУ:

-программа «Музыкальные шедевры», автор О. П. Радынова; 
— художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений «Природа и художник», автор Т.А. Копцева;

—  «Воспитать пешехода» (программа по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах). Авторы – составители: Байкова Г. Ю., Резаева Н. Н., Верещагина Л. А.

В детском саду оказывается корректирующая логопедическая помощь учителя-логопеда. Деятельность педагога осуществляется по программам: 

  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».
  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада», в 2х частях.

С целью развития у дошкольников ДОУ навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города педагоги во второй половине дня внедряют в работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста программу «Воспитать пешехода». Авторы – составители: Байкова Г. Ю., Резаева Н. Н., Верещагина Л. А.

Дополнительное образование в группах старшего дошкольного возраста осуществляется по модифицированной программе «Скворушка», составитель — музыкальный руководитель Эйснер О.Ю, а также в сотрудничестве с физкультурно – оздоровительным комплексом, где дети посещают солевую комнату и обретают элементарные навыки плавания, закаливания.

В Программе отражена специфика национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Для внедрения в образовательный процесс регионального компонента воспитатели используют материал обобщённого педагогического опыта педагогов ДОУ — методические разработки по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: проект «Люби и знай свой край», авторы – составители: воспитатель Леонова А.В., старший воспитатель Шумаева И.В. МБДОУ – д/с №7 «Солнышко», г.Топки, 2020 г.; и проект «Воспитание у старших дошкольников любви к родному городу через ознакомление с архитектурой и скульптурой», автор-составитель: старший воспитатель МБДОУ – д/с №7 «Солнышко», Магомедова Л.Н., 2005 г.

       Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения: группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Центры активности в группах организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по основным направлениям Программы.

Программа подчёркивает необходимость развития плодотворных отношений с семьями воспитанников, поэтому включает в себя направления стратегии сотрудничества через взаимодействие.

Основная цель взаимодействия – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Направления взаимодействия педагога с родителями

  • Педагогический мониторинг;
  • Педагогическая поддержка;
  • Педагогическое образование родителей;
  • Совместная деятельность педагогов и родителей.

Сотрудничество с родительской общественностью в ДОУ осуществляется через деятельность управляющего совета.

Ключевая стратегия сотрудничества с родителями (законными представителями) – обеспечение комплексного социально-педагогического сопровождения родителей, которая включает следующие направления деятельности: социально-педагогическая работа с родителями; родительские собрания, конференции; консультации специалистов, педагогов; участие родителей в жизнедеятельности детского сада; открытые мероприятия, совместная досуговая деятельность; благотворительная помощь родителей в совершенствовании материально-технической базы, развитии учреждения; система информирования родителей.

Вся работа с родителями направлена на активное включение их в жизнь детского сада, совместное воспитание, обучение, оздоровление и, в целом, развитие личности ребенка.

Для организации активного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи используются следующие формы работы: создание сайта дошкольного учреждения; наличие постоянно обновляемого информационного стенда; организация совместных праздников для детей и родителей;  встречи за круглым столом с представителями родительских комитетов групп; участие в проектах, конкурсах, выставках; консультационный пункт; анкетирование.

Вся работа с родителями направлена на активное вовлечение их в жизнь детского сада, совместное воспитание, обучение, оздоровление и, в целом, развитие личности ребенка.

Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация, обусловленных Программой,  позволяет спланировать и организовать совместную работу ДОУ с общественными и социальными партнёрами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Данное учреждение в своем пространстве совмещают различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности.