Описание образовательной программы с приложением ее копии

03.09.2018

Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 «Солнышко» г. Топки (далее Программа) является нормативно – управленческим документом, обеспечивающим целостный образовательный процесс в ДОУ.

Программа спроектирована в соответствии с  федеральным государственным  образовательным стандартом  дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), особенностями  образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  образовательных потребностей детей и запросов родителей воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса МБДОУ-д/с №7  «Солнышко».

      Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Каждый из них состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность дошкольной образовательной организации.
Программа реализуется в 6 дошкольных группах общеразвивающей направленности с 12 часовым пребыванием детей в ДОУ и охватывает возрастные периоды от 2 до 7 лет включительно, возраст детей определён Уставом МБДОУ д /с № 7 «Солнышко».

Ранний возраст – от 2 до 3 лет (вторая группа раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет (младшая группа), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет (средние группы), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Всего в детском саду воспитывается 150 ребенка.  Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели. Воспитание и обучение несёт светский, общедоступный характер и ведется на русском языке. Детский сад  полностью  укомплектован кадрами.

 

Цель Программы: создание равных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка, его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют задачи её реализации:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном  всестороннем развитии каждого ребенка;
  • Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного  отношения  ко всем воспитанникам, что позволяет растить  их общительными, добрыми и любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;
  • Максимальное использование  различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • Творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии  с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Приобщение дошкольников к культурному пространству Кузбасса.
  • Обеспечение коррекции речевого развития детей, зачисленных на занятия с учителем-логопедом на основании направления ПМПК, с учетом их индивидуальных особенностей.
  • Единство подходов в воспитании детей  в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
  • Соблюдение в работе детского сада и  начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

 

Образовательная деятельность рассматривается в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Решение программных образовательных задач предусматривается в двух основных моделях организации образовательного процесса:

  • специально организованной деятельности взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
  • самостоятельной деятельности дошкольников.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде  непосредственно организованной деятельности (несопряженной с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми), так и виде  образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом воспитанников, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.)

Объем обязательной части основной образовательной программы  составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема и представлена парциальными программами, методическими разработками педагогов ДОУ.

Обе части являются взаимодополняющими.

Содержание образовательного процесса выстроено на основе:

Комплексной Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, изд.3-е, Москва, 2016.

В Программе отмечены  три приоритетных направления, обеспечивающие художественно-эстетическое, нравственно-патриотическое и речевое развитие дошкольников.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составлена с учётом этих направлений. Она расширяет и углубляет содержание образовательных областей обязательной части Программы, раскрывает виды деятельности, методики, формы организации образовательной работы на основе парциальных программ и методических разработок педагогов ДОУ:

-программа «Музыкальные шедевры» , автор О. П. Радынова;
— художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детских дошкольных учреждений «Природа и художник», автор Т.А. Копцева;

—  «Воспитать пешехода» (программа по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах). Авторы – составители: Байкова Г. Ю., Резаева Н. Н., Верещагина Л. А.

В детском саду оказывается корректирующая логопедическая помощь учителя-логопеда. Деятельность педагога осуществляется по программам:

—     Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».

—     Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада», в 2х частях.

С целью развития у дошкольников ДОУ навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города педагоги во второй половине дня внедряют в работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста программу «Воспитать пешехода»Авторы – составители: Байкова Г. Ю., Резаева Н. Н., Верещагина Л. А.

Дополнительное образование в группах старшего дошкольного возраста осуществляется по модифицированной программе «Скворушка», составитель — музыкальный руководитель Эйснер О.Ю, а также в сотрудничестве с физкультурно – оздоровительным комплексом, где дети посещают солевую комнату и обретают элементарные навыки плавания, закаливания.

В Программе отражена специфика национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Для внедрения в образовательный процесс регионального компонента воспитатели используют материал обобщённого педагогического опыта педагогов ДОУ — методические разработки по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: проект «Люби и знай свой край», автор – составитель: воспитатель Леонова А.В. МБДОУ – д/с №7 «Солнышко», г.Топки, 2014 г.; и проект «Воспитание у старших дошкольников любви к родному городу через ознакомление с архитектурой и скульптурой», автор-составитель: старший воспитатель МБДОУ – д/с №7 «Солнышко», Магомедова Л.Н., 2005 г.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения: группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Центры активности в группах организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по основным направлениям Программы.

Программа подчёркивает необходимость развития плодотворных отношений с семьями воспитанников, поэтому включает в себя направления стратегии сотрудничества через взаимодействие.

Основная цель взаимодействия – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Направления взаимодействия педагога с родителями

  • Педагогический мониторинг;
  • Педагогическая поддержка;
  • Педагогическое образование родителей;
  • Совместная деятельность педагогов и родителей.

Сотрудничество с родительской общественностью в ДОУ осуществляется через деятельность управляющего совета.

Ключевая стратегия сотрудничества с родителями (законными представителями) – обеспечение комплексного социально-педагогического сопровождения родителейкоторая включает следующие направления деятельности:

  • социально-педагогическая работа с родителями;
  • родительские собрания, конференции;
  • консультации специалистов, педагогов;
  • участие родителей в жизнедеятельности детского сада;
  • открытые мероприятия, совместная досуговая деятельность;
  • благотворительная помощь родителей в совершенствовании материально-технической базы, развитии учреждения;
  • система информирования родителей.

Вся работа с родителями направлена на активное включение их в жизнь детского сада, совместное воспитание, обучение, оздоровление и, в целом, развитие личности ребенка.

Для организации активного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи используются следующие формы работы:

  • создание сайта дошкольного учреждения;
  • наличие постоянно обновляемого информационного стенда;
  • организация совместных праздников для детей и родителей;
  •  встречи за круглым столом с представителями родительских комитетов групп;
  • участие в проектах, конкурсах, выставках;
  • консультационный пункт;
  • анкетирование.

Вся работа с родителями направлена на активное вовлечение их в жизнь детского сада, совместное воспитание, обучение, оздоровление и, в целом, развитие личности ребенка.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация, обусловленных Программой,  позволили спланировать и организовать совместную работу ДОУ с общественными и социальными партнёрами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Данные учреждения в своем пространстве совмещают различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности.